Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Одна из важнейших задач современной школы – это воспитание и развитие школьников. Специалисты в области педагогики, среди тех, кто занимается вопросами школьного математического образования, обращают особое внимание на усовершенствование учебного, в частности, задачного материала, поскольку, представленные в современных учебных пособиях задачи, как правило, требуют лишь алгоритмического способа решения.
Требованиями ФГОС на каждой образовательной ступени предусмотрено повышение качества образовательного процесса. В рамках требований ФГОС НОО образовательный процесс ориентируется на новые результаты образования, предметные, метапредметные и личностные. Процесс учения понимается, прежде всего, как процесс развития личности обучающегося, который владеет предметными и метапредметными образовательными результатами в виде сформированных групп универсальных учебных действий (УУД), личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Большую роль в этом процессе играют различные дополнительные материалы, в том числе, исторического характера.
Педагогическая наука и практика накопила большой опыт
использования методов, приемов и организационных форм, активизирующих
познавательные силы учеников. Методологическую основу данной проблемы составили труды известных ученых Л.Б. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, М.О. Данилова, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернер, Г.И. Щукиной и др.
Активизация учебно-воспитательного процесса в условиях ФГОС НОО создает возможность преодоления следующих противоречий:
- между требованиями общества к начальному школьному образованию и общепринятым опытом обучения;
- между педагогической теорией и практикой.
Использование на уроках математики специальных задач и заданий с использованием исторического материала, направленных на развитие логического и творческого мышления школьников, расширяет их общий и математический кругозор.
Цель работы: теоретически и практически обосновать необходимость использования исторического материала на уроках математики в начальных классах.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в школе на уроках математики в младшей школе.
Предмет исследования: исторический материал на уроках математики в начальных классах.
Задачи:
1. Провести анализ понятия образовательный процесс в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО.
2. Изучить особенности использования исторического материала на уроках математики в начальных классах.
3. Описать организационно-педагогические условия использования исторического материала на уроках математики в начальных классах.
4. Предложить методические рекомендации по использованию исторического материала на уроках математики в начальных классах.
Методы исследования: теоретические и практические: анализ, обобщение, систематизация научной литературы по проблеме исследования, беседа, анализ текстов.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованных источников, приложения.
Современный образовательный процесс регламентируют требования ФГОС на каждой образовательной ступени, начиная с дошкольного образования и заканчивая вузами. В основе ФГОС НОО лежит системно - деятельностный подход и это в корне отличает современное образование от традиционного. Традиционные уроки, как основная форма обучения, в котором учитель является транслятором знаний, не удовлетворяют потребности учащихся в самовыражении.
При личностно ориентированном подходе, который тоже является актуальным, школьники получают уникальную возможность самовыражения и самопознания [12]. Основной образовательной целью сегодня является необходимость научить школьников учиться в течение всей их жизни, чему несомненно поспособствует формирование познавательного интереса младших школьников. Такого рода проблемы необходимо решить при внедрении в образовательный процесс инновационных образовательных технологий и методик, которые предусматривают широкое использование историчности и наглядности в образовательном процессе.
В условиях реализации ФГОС НОО, когда помимо предметного образовательного результата учитель формирует результаты метапредметные, в виде сформированных универсальных учебных действий (УУД), личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, повышается интерес учителей, методистов, авторов учебников к задачам определенного жанра. В специальной педагогической литературе они обозначены различными синонимичными терминами: проблемные, творческие, поисковые, эвристические, занимательные и др., которые можно объединить общим термином «нестандартные задачи». Такого рода задачи и задания, к примеру, при изучении математики в начальной школе можно рассматривать в качестве разрешения проблемных ситуаций. Это способствует развитию внутренней учебной мотивации, которая активизирует все психические процессы ученика.
Существует проблема практического использования нестандартных задач в учебном процессе и недостаточной подготовленностью дидактической и методической базы для целостного образовательного процесса. Проблема у педагогов также возникает при поиске средств развития познавательного интереса и мыслительных способностей учащихся.
Большое значение творческих, или креативных способностей субъектов для решения психолого-педагогической проблематики в настоящее время обуславливается спецификой современного социального опыта, который должны усвоить последующие поколения [24].
В условиях все ускоряющегося процесса развития различных сторон общественной жизни, большую роль играет способность отдельного человека видеть и находить верные решения регулярно возникающих проблемных ситуаций. Именно по этим причинам перед образовательными организациями поставлена задача формирования и развития активной, творческой личности начиная с младшей школы.
Познавательный интерес младших школьников – это одно из социально значимых качеств личности ученика, которое формируется у субъекта в процессе учебной деятельности. Это направленность школьника на окружающий мир. Познавательный интерес субъекта отличается активностью и избирательностью, желанием познавать предметы и явления окружающего мир. Сопровождается этот процесс положительными эмоциями младшего школьника.
Чтобы процесс формирования познавательного интереса ученика был успешным и продуктивным, сегодня в образовательном процессе в качестве образовательного результата рассматривают формирование у школьников познавательных универсальных учебных действий (УУД), которые являются предметными образовательными результатами, формируемыми в ходе целостного образовательного процесса.
Ученики начальных классов много фантазируют и у них хорошо развито воображение. Познавательные УУД, которые педагоги сегодня формируют у школьников, относят к метапредметному результату.
Формирование универсальных учебных действий это один из приоритетов современного образования. Ранее все нормативные требования сводились к предметному содержанию образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен был освоить ученик.
Учителя и учебные программы определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету. Постепенно стало очевидным, что полученный объём знаний не означает его успешной социализации в дальнейшем. Сегодня ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия, в том числе, познавательные. Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных учебных действий школьника [7].
Под познавательными УУД понимают общеучебные, логические универсальные действия, в том числе, постановку и решение проблем. Познавательные УУД включают действия поиска, исследования, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию. Именно эта компетенция обеспечивает способность учащихся самостоятельно учиться, или умение учиться. Познавательные универсальные учебные действия включают:
-общеучебные логические действия;
-постановка и решение проблемы.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации. Он должен её перерабатывать и усваивать. Школьник должен хорошо понимать, какой именно ему информации недостаёт и должен осуществлять поиск недостающей информации. Формирование любого умения познавательных УУД у школьников проходит через следующие этапы:
-представление о действии;
- первичный опыт и мотивация;
- приобретение знаний о способе выполнения действия;
- самоконтроль и коррекция;
-контроль умения выполнять действие.
Чтобы научить школьника ставить и формулировать проблемы, учителю необходимо:
- сформировать у школьника такой опыт;
-сформировать умение видеть проблемы;
-сформировать ответ, что такое проблема и почему важно самому уметь ставить и формулировать проблемы;
-научиться умению формулировать проблемы;
-контролировать этот процесс.
Достижение в данном случае ожидаемого результата не принесёт один или несколько уроков. Лишь планомерное систематическое использование деятельностного способа обучения и личностно ориентированного подхода позволит сформировать познавательное универсальное учебное действие у школьников. Учителю при этом всегда очень важно продумывать задачи, задания, вопросы и упражнения к каждому уроку [20].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в развитии школьников / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2017. – N 10. – С. 299-303.
2. Берсенева, О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода. Технологический аспект: учебно-методическое пособие / Берсенева О.В., Тумашева О.В. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 99 c. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/70272.html (дата обращения: 14.11.2024).
3. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. – М.: Прометей, 2018. – 216 с.
4. Виситова, Л.С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в школе / Л. С. Виситова // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - с. 6-8.
5. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л. С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2016. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 14.11.2024).
6. Волкова, Л.В. Современные подходы к пониманию образовательной среды Л.В. Волкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 16-20. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 14.11.2024).
7. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 14.11.2024).
8. Дидковская, Н. Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н. Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 14.11.2024).
9. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута в школе / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 14.11.2024).
10. Кузьмина, Н.В. Понятие педагогическая система и критерии ее оценки / Н.В. Кузьмина. – М., Инфра-М. - 2008. – 234 с.
11. Кондюрина, И. М. Пути к успешной межкультурной коммуникации / И. М. Кондюрина, П.А. Куноф. Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 7.5 (111.5). - С. 87-89. - URL: https://moluch.ru/archive/111/28517/ (дата обращения: 14.11.2024).
12. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. - Питер, 2007. – 672 с.
13. Макаренко, А.С. Пять принципов воспитания сильной личности / https://letidor.ru/psihologiya/sistema-a-s-makarenko-5-principov-vospitaniya-silnoy-lichnosti.htm (дата обращения: 14.11.2024).
14. Нарыкова, Г.В. Организация развивающей образовательной среды начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Г.В. Нарыкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 131-135. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 14.11.2024).
15. Павлюченко, О.А. Инновационные формы и методы работы с детьми в условиях введения ФГОС. - 2017. - Текст: непосредственный https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/292506-innovacionnye-formy-i-metody-raboty-s-detmi-r (дата обращения: 14.11.2024).
16. Пассов, И.К. // Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Москва: Просвещение, 2000. - 176 с. http://sdnnet.ru/r/ (дата обращения: 14.11.2024).
17. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 14.11.2024).
18. Сластенин, В.А. Педагогика. Инновационная деятельность / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2007. - 567 с.
19. Системно - деятельностный подход как условие достижения современного качества образования / сборник материалов конференции. – Нефтекамск: ИМЦ, 2013. – 53 с.
20. Суслова, Ю.Г. Внедрение исследовательского образовательного модуля в практику школы / Ю.Г. Суслова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 156-160. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 14.11.2024).
21. Ушинский, К.Д. О развитии личности ребёнка / https://cyberleninka.ru/article/n/k-d-ushinskiy-o-razvitii-lichnosti-rebenka-po-materialam-vystupleniy (дата обращения: 14.11.2024).
22. Черникова, Н.А. Основные направления педагогических исследований оптимизации процесса обучения / Н.А. Черникова // Модернизация профессионального образования в условиях интеграции: проблемы обеспечения качества. - Изд-во СибАДА, 2015. - С. 48-50.
23. Шамис, В.А. Активные методы обучения / В.А. Шамис // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2011. – N 14. – С. 19 - 23.
24. Шахмартова, О.М. Активные методы обучения / О.М. Шахмартова. – Пенза: ПГПУ им. Белинского, 2011. – 131 с.
25. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2011. — 365 с.
26. Ячменникова, Т.С. Здоровьесберегающие технологии в школе / Т.С. Ячменникова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. No5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 14.11.2024).